С принятием Постановления Правительства РФ 498 (ред. 21.03.24 года) «О некоторых вопросах осуществления частной охранной деятельности…», согласно которому отсутствие у работника правового статуса частного охранника и не прохождения им ежегодной периодической проверки (далее – ЕПП), теперь считается нарушением лицензионных требований. Более того, отсутствие ЕПП охранником отнесено к грубому нарушению лицензионных требований и влечет юридического лица к административной ответственности – штраф 200 тыс. рублей или приостановление деятельности ЧОО до 90 суток.
Ужесточение требований к ЧОО безусловно заставит руководителей быть более ответственными, осознавая всю тяжесть последствий за несоблюдение таких требований. Однако инициатор этих дополнительных санкций, которым выступил Регулятор, прекрасно знает, что добиться своевременного прохождения ЕПП охранниками ЧОО в нынешних условиях, когда идет СВО, куда ушли многие работники частных охранных организаций, крайне сложно. Практически каждая ЧОО испытывает огромный кадровый голод. Невзирая на эти и другие трудности, большинство руководителей ЧОО оказывают всяческую помощь участникам СВО и жителям новых регионов. Вместе с тем регулятор даже не задумался о том, как они будут выходить из такого тяжелого положения.
Как учит жизнь: если хочешь добиться правильных результатов, любой руководитель обязан в начале разобраться в причинах, создать условия, посмотреть, как они работают, а уже затем принимать меры. У нас все это забыли или просто не хотят себя чем-то утруждать. Нельзя никого загонять в угол, не дав какую-либо возможность выйти без унижения из трудной ситуации. Каждый руководитель в таких условиях постоянно находиться под психологическим стрессом. Можно в любой момент попасть под проверку и получить предписание с вытекающими из этого последствиями. Тем более сейчас, когда идет речь о безопасности внутри страны, где нужен поиск взаимных доверительных отношений, в том числе между властью и бизнесом. Разве такое Постановление способствует укреплению и сплочению власти и бизнеса? Конечно же нет. Почему нельзя было поступить так?
Например, одновременно с усилением требований внести дополнительно право ЧОО вводить должности охранников 1,2,3 категорий (контролера, вахтера, сторожа, оператора ТСО в соответствии с ОКПДТР) без получения удостоверения частного охранника (далее – УЧО), с выставлением на посты в составе смены при наличии охранников 4,5,6 категорий. Такие должности есть у одного из участников рынка охранных услуг в подразделениях ФГПУ «Охрана», которые успешно используют в практической деятельности.
Возникает вопрос: «Почему до сих пор в ЧОО нет этих должностей?» Это же позволит в ходе работы на постах проверить работника на должности охранника 1,2,3 категорий на предмет пригодности к ЧОД и за этот период спокойно пройти все этапы проверки, обучения и получить УЧО. Такой подход будет способствовать нормальному формированию в каждом ЧОО кадрового резерва, а значит повышению качества охранных услуг. Не менее важным представляется возможность руководителям хозяйствующих субъектов использовать такие должности системно в комплексной безопасности с участием профессиональных организаций в лице ЧОО.
Считаете ли Вы, как руководители ЧОО, настоятельной необходимостью введение должностей охранников 1,2,3 категорий (контролера, вахтера, сторожа, оператора) без получения удостоверения частного охранника, что позволит решить многие кадровые и иные вопросы в интересах повышения качества охранных услуг? Ждем ваших откликов.
Экспертное мнение:
Жирков Вячеслав Александрович,
генеральный директор Агентства Безопасности «ГВАРДИЯ»
Излишне зарегулированное, путанное и противоречивое законодательство, определяющее правовое поле охранной деятельности уже давно нуждается в фундаментальных изменениях. Ужесточение контроля не поможет, а, наоборот, добьёт охранный бизнес, и так уже уползающий в чёрную зону. Страшный пример — недавние трагические события в Крокус-холле, где, по словам владельца, за безопасность отвечали не охранники, а контролёры. Любой профессионал понимает, почему — требования к подготовке охранников настолько высоки, а контроль настолько пристрастен, что легче отказаться от такой формы работы. Тем более, что, работая контролёрами, эти же самые сотрудники вообще выпадают из поля зрения регуляторов, хотя, по сути, выполняют все те же функции охраны.
Этот парадокс можно легко исправить — утвердив порядок присвоения 1-3 разрядов охранникам, тем более что Закон о ЧОД эти разряды предусматривает.
Такая мера позволит сбалансировать излишнюю жёсткость наказания за нарушение заведомо невыполнимых требований.
В противном случае регулятору придётся закрыть весь частный охранный бизнес в России.
журнал "Мир безопасности" 15.04.2024